|
Отправлено: 18.07.09 19:31. Заголовок: В момент возникновен..
В момент возникновения вышивки шиша использовали кусочки слюды. Слюда была хрупким материалом и зеркальца легко разбивались при неловком обращении с одеждой. Второе рождение вышивки шиша произошло в Индии в правление шаха Джахана (1628 – 1658), который построил Тадж-Махал в память своей жены, Мумтаз Махал. Она, в свою очередь, считается основательницей техники использования зеркал в вышивке, хотя до нее эта техника была знакома бедным крестьянам, которые использовали вместо зеркал слюду или лоснящиеся крылья жучков. Шиша стали изготавливать из стекла, обратную сторону которого красили серебрянкой. Большое зеркало разбивали на небольшие кусочки. Края кусочков подпиливали, сглаживая острые углы. Считается, что нашитые на одежду зеркальца, отражая солнечный свет и недобрые взгляды, охраняют от злых духов и от сглаза. Сегодня вполне удобно и практично использовать в работе шиша из пластика. Такие блестяшки прочны и легки на вес, тем самым они не утяжеляют вышитую одежду. Но помните, что нужно быть осторожными при утюжке изделия с вышивкой, в которой использовался пластик, пластиковые шиша могут легко расплавиться от высокой температуры утюга. Можно использовать шиша в классической индийской вышивке разных предметов интерьера и аксессуаров. Можно использовать шиша в современном декоративном золотом шитье. Красиво и незаурядно выглядит вышивка с шиша на современной нарядной одежде. Для вышивки шиша используют шелковые, хлопковые и шерстяные ткани с плотной структурой переплетения нитей полотна. Нитки для вышивки могут быть разного состава и качества в зависимости от вида вышивки(шелк, хлопок, металлизированная нить). И самое главное, прежде чем начинать вышивать изделие, нужно овладеть техникой вышивки шиша на пробном кусочке ткани. Для того чтоб шиша не скользила по ткани в момент пришивания, ее можно приклеить кусочком двустороннего скотча. Техника: Здесь показаны некоторые варианты вышивки шиша:
|
|
Отправлено: 18.08.09 11:30. Заголовок: Для многих западных ..
Для многих западных людей – к сожалению, туристам часто предлагают не самые лучшие образцы – название шиша синонимично индийской вышивке. И на самом деле, шиша – специфика Индии, она зародилась как развлечение аристократических кругов и затем была перенята крестьянами, особенно в Гуджарате и Кутчхе, и распространилась в Раджастане и Бекане. Считается, что вышивку шиша изобрела красавица Мумтаз Бегум, жена шаха Джахана, который построил в память о ней мавзолей Тадж-Махал в Агре в середине 17-го столетия. Период популярности этого вида вышивки пришелся на то время, когда в Индии начало развиваться производство стекла из песка, лайма и соды, которые нагревали в небольших печах. Как и на западе, стекло и зеркала считались большой роскошью, и он использовались только в царских домах. В Индии все еще можно встретить дома, где каждый свободный дюйм стены усеян осколками стекла, прикрепленными штукатуркой. В таких комнатах проводили увеселительные мероприятия с танцами, и яркая одежда и дорогие украшения красивой танцовщицы отражались во всех уголках комнаты. Процесс производства стекла со временем усовершенствовали, и оно стало доступнее. Стекло раздували в форме больших шаров, заднюю часть покрывали слоем серебра, и получалось зеркало, затем его резали специальным инструментом, напоминающим по виду свободные шарнирные ножницы. Получившиеся зеркальца, шиши, были немного выпуклыми. По ним и по золотым и серебряным нитям вышивки модно определить, к какому времени относятся старинные индийские ткани. Маленькие осколки зеркала стали доступными деревенским жительницам и кочевницам, которые покупали их у коробейников на сельских ярмарках. Женщины сочетали шиши с яркой вышивкой, которой они украшали свою одежду, а также использовали их при создании декоративных и религиозных панно для дома (в Индии нет разделения на религиозную и светскую культуру). Индийцы считают, что зеркала отгоняют злых духов и защищают тех, кто их носит, от сглаза. Вышивкой шиша занимаются деревенские женщины. Многие из них объединились в артели. Артель поставляет своим членам сырье, дает советы по дизайну, выкупает у них готовую продукцию для продажи городским жителям Индии или для экспорта. Возвращаясь к зеркальцам шиша, нужно сказать, что их вырезают в разных формах – круглые, треугольные, квадратные – и их размеры варьируются от мельчайших до очень крупных. Иногда их изготавливают из олова, особенно когда нашивают на яркие хлопчатобумажные навесы, которые, например, свисают с потолка веранды, защищая сидящих внутри от солнца, или на балдахины. Такие изделия часто изготавливают женщины из кочевых племен, которые до сих пор бродят по селам и городским улицам Раджастана, устраивая представления или нанимаясь поденщиками в деревнях. Вышивка шиша очень яркая, с крупными растительными узорами, стилизованная птицами и животными.
|