Саттрия Нритья или танец Саттрия - один из восьми основных классических танцевальных традиций Индии. Родина возникновения этого стиля - северо-восточный штат Ассам. Согласно историческим данным, Саттрия является детищем великого Гуру и последователя культа Бхакти – Шриманта Шанкарадева (XV век). Его считают главным создателем и творцом Ассамской литературы и культуры. Шанкарадева создал этот танец для сопровождения Анкия Наат – формы традиционной Ассамской одно-актовой пьесы, которая также является его творением. Анкия Наат обычно исполняли в Сатрах или Ассамских монастырях. Изначально этот танец танцевали только мужчины – монахи Бхокот. Это было частью их ежедневного ритуала, а также представлений на различных праздниках. Сегодня танец исполняют как мужчины, так и женщины, сольно и в группах.
Танец исполняется под композиции основанные на классической системе Раг, которая называется Боргит (также разработанная Шанкарадевой), и музыку под аккомпанемент таких инструментов, как Кхол (барабан), Таал (цимбалы), флейта и скрипка. Костюм танцовщицы шьют из традиционного Ассамского сари с прекрасными орнаментами.
Саттрия подразделяется на следующие жанры: Апсара Нритья, Бехар Нритья, Чали Нритья, Дасаватара Нритья, Госай Прабеш, Джхумура, Наду Бханджи, Манчок Нритья, Бар Прабеша, Натуа Нритья, Гопи Правеша, Раса Нритья, Раджагхарийа Чали Нритья, Сутрадхара и другие.
Как уже было отмечено, танец Саттрия не так давно стал классическим стилем. Хотя, как утверждают учёные и знатоки, Ассамская танцевальная традиция упоминается в письменных источниках. Например, в широко известном трактате Натья Шастра, в котором перечисляются названия областей Банга, Калинга, Непал, Прагджйотишпур, Махендра, имевшие танцевальные традиции стиля Одра-Магадха или Восточного направления Индии. Прагджйотишпур в своё время стал называться Ассамом.
Помимо упоминаний в трактате Бхарата Муни есть ссылки на Ассамские танцы и в других Санскритских источниках – Йогинитантра, Каликапурана и Абхиная Дарпанам. Письменные свидетельства подкрепляются также скульптурными изображениями Шивы-Натараджи и танцующего Бога Ганеши. Хотя сразу надо отметить, что скульптуры Натараджи, называемые в Ассаме Лалита-Бхуджанга, отличаются от тех, которые мы находим на Юге Индии. В Ассаме Натараджа изображается с десятью руками, а танцует он на своём ездовом животном – быке Нанди Бишава. Конечно, этого недостаточно, чтобы именоваться классическим стилем. Как и другие классические формы Индии, Саттрия имеет свои отличительные признаки и особенности. Например, первая позиция Саттрии называется Ора, которая состоит из энергичной Тандава и женственной Ласья формы. В Бхаратанатьям ей соответствует позиция Араиманди, а в Одисси Чоука. Как и в других танцах в Саттрии мы находим полный набор движений: Гриба Карма (движения шеи), Дришти (движения глаз), Пада Чалана (движения ступней), Бхрамари или Паак (повороты, кружения) и т.д. Существует 64 вида Карана, называемых Матиакора или упражнения и 44 вида степов – Бхарир Маан.
Позиции рук детально описаны в трактате Шрихастамуктавали Ассамского автора Субханкара Кави. Этот трактат основывается на Натья Шастре, поэтому названия жестов и позиций рук совпадают, включая некоторые добавления. Итак, насчитывают 30 жестов одной руки, 14 жестов обеих рук и 27 танцевальных жестов, используемых в чистом танце.
Внешнее впечатление от танца: очень плавные движения, мягкие руки. Что-то среднее между Мохини Аттам и Манипури. На первый взгляд техника может показаться однообразной. Очень забавный Пранам. Танцовщица опускается на колени и, опираясь ладонями об пол, кланяется влево, вправо и вперёд. Есть в этом что-то очень ритуальное. (типично китайско/японский поклон на татами) Музыка мягкая, похожа на ту, что исполняют в Манипури.
Язык, на котором исполняются композиции Саттрия, не Санскрит и не Ассамский, а разработанный Шанкарой Дева язык Браджавали.
Скрытый текст Спасибо за перевод - Назире Тюленевой. Информация взята на indiandance.biz
|